Звоните нам по телефону:
+7 (967) 243-90-92
E-mail — info@granitrossii.ru
+7 (967) 123-10-10
Наш адрес в Москве
М.О. г. Балашиха, Носовихинское шоссе, 29
Главная > Кресты Армянские

Кресты Армянские

БОГОСЛОВИЕ В КАМНЕ

армянские хачкары и путь преображения

На протяжении всей истории человеку было свойственно стремиться за пределы земного существования. В любой душе томится тоска по вечности и по истине, и в тяжелых обстоятельствах, у последнего края чаще всего обнаруживается тяга к совершенству. Армянская история, армянское искусство - блестящий пример бессмертия человеческой души, воплощенного в яркие и незабываемые памятники культуры. Знаменитые средневековые "хачкары" ("крест-камни") - не просто объекты изучения для искусствознания, они - живые свидетельства торжества человека над самым прочным материалом - камнем, и над самым упорным разрушителем - временем.

 

Армянские хачкары - по вашим чертежам и эскизам любой сложности

+7 (967) 243-90-92

Знак присутствия и свидетельство веры.

"Хачкар" - прежде всего знак  присутствия и надежда на преодоление. 
С самых древних времен на территории Армении появляются памятники, призванные запечатлеть опыт поколений.
Еще в доисторический период в горах и у дорог воздвигались каменные стелы, которые можно считать отдаленными предшественницами хачкаров, - народ называл их «вишапы». Это была своего рода разметка пространства, обжитого человеком. 
В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих земных делах - подвигах, завоеваниях и законах.
Скорее всего, именно некоторые сохранившиеся урартрийские памятники стали прообразом первых  "крест-камней", появившихся сразу после принятия Евангельской проповеди (IY век) и призванных засвидетельствовать христианскую веру.
Как повествует историк Y столетия Агатангеос, сам св. Георгий Просветитель устанавливал кресты на месте языческих капищ, на дорогах, улицах, освящая таким образом землю и преображая быт. Деревянные кресты были поставлены в Вагаршапате, на месте мученичества св. Рипсимэ и Гаяне, на острове Севан, в Санаине, а также в Грузии, у Мцхеты. Но уже в YI веку большинство деревянных памятников было заменено каменными.
В Армянском историческом музее представлена богатейшая коллекция, иллюстрирующая эволюцию ранних хачкаров. Поначалу крест являет собой центр плоскости, но к IX - XIII векам мы видим роскошное каменное кружево, в котором заключен богато орнаментированный крест.

Молитва о спасении души. 

Расцвет искусства хачкара естественным образом пришелся на период восстановления армянской государственности после арабского завоевания. "Камни-кресты", как свидетельствуют надписи на них, устанавливались по самым разным поводам: благодарение за победу над врагами, молитвы по окончанию строительства храма. Но прежде всего "хачкар" - это центр мемориала и, соответственно, обращенный к Господу вопль о спасении души. Крест служит венцом жизни,разрывает языческую непрерывность времени. Крест помещался на гладкой или испещренной резьбой плоскости, края камня обрабатывались как узорчатая рама для изображения креста.  Человек средневековья мог читать орнамент как книгу, видя сложнейшие богословские конструкции там, где мы способны разглядеть лишь игру узоров.
Крест-камни  ставились прямо на земле в естественной среде, на обломках скал, в монастырских комплексах и на кладбищах (Гегард, Ариндж), внутри церквей и притворов (Ахпат, Гегард), украшали крыши и входы в храм. 
Особо почитаемую группу составляют "хачкары", названные "Аменапркич" - "Всеспаситель" (хачкар 1273 года внутри малого притвора храма Св. Креста в Ахпате, хачкар из села Урц 1279 года, созданный мастером Вахрамом и др.). На их западном фасаде изображено Распятие. Каждый такой хачкар - это не только символ креста и "древа жизни", но и образ Христовой жертвы. Тема Жертвы имела особое значение для армянского богословия. В подвиге Христа люди видели и обетование спасения, и указание на нравственную максиму. 
Именно хачкары "Аменапркич" остаются особо почитаемыми и по сей день. Они - наша постоянная молитва ко Христу, вечный вопль об утерянном даре, о человеческом искусстве и несовершенстве короткой земной жизни.

Мастерство и мастера.

Русский философ, священник и богослов Павел Флоренский как-то обмолвился, что культура - это живое древо творений человека. Армянские хачкары - одни из лучших иллюстраций этого положения. 
В своем развитии искусство хачкара прошло три этапа: становление формы (IX - XI века), классический (XI - XIY) и поздний, пост-классический (с XIY века и до наших дней).
Один из самых ранних известных нам крест-камней - памятник возле Нижнего Талина - треугольный камень с высеченным на нем крестом.
В 879 году жена Ашота Первого Багратуни царица Катраниде установила в Гарни хачкар "во имя спасения своей души".
Классический период открывает хачкар, поставленный на двухэтажной усыпальнице-церкви монастыря Цахац-кар (1041 год). Камни-кресты этого времени обычно представляют собой достаточно крупные плиты, их высота примерно в два раза больше ширины. На стороне, обращенной на запад, располагается богато орнаментированный крест, обычно вся она испещрена орнаментом, а тыловая сторона либо гладкая, либо покрыта надписями. 
…Исламские завоевания XIY-XYII столетия, в результате которых Армения оказалась поделена между Персией и Османской империей, подорвали классическую традицию хачкара. Крест-камни этого времени можно встретить почти по всей Армении.
Интерес представляют и хачкары Старой Джуги. Местный хачкар узок и легок. Крест располагается в стесненной нише, увенчанной характерной для персидской архитектуры стрельчатой аркой. Это уже совершенно другая композиция, где чувствуется не только иранское влияние, но и вкусы Индостана, Империи Великих Моголов, где господствует стиль и вкусы магометанского Востока.  Хачкары - это не только история, это еще и современность. Армянские хачкары - это молитвы в камне, преодолевающие косность времени и вопиющие о спасении, которого алчет всякая живая душа. Ибо всякая душа - христианка.

Изготовление армянских крестов-хачкаров.

В нашей стране наиболее распространен православный крест, однако можно встретить и             армянские кресты, отличающиеся необычной формой: за счет удлиненной ножки они   кажутся немного вытянутым по вертикали. Каждое из крыльев хачкара расширяется от   средокрестия к концу, заканчиваясь специальными лучами («ласточкин хвост»). На каждом из лучей располагаются элементы растительности и цветения, благодаря чему изделия получаются эстетически привлекательными. Бывает, что вместо цветения на армянских крестах изображается фигура распятого Христа.

Мастерская «Гранит России» занимается производством изделий из металла, среди которых особым спросом пользуются кресты на могилы. Мы одинаково профессионально изготовим и традиционный православный, и армянский крест (хачкар) по индивидуальным проектам или по эскизам заказчика. Занятые в производственном процессе мастера не понаслышке знакомы с нормами и канонами изготовления крестов. Кроме того, они всегда готовы оформить изделия декоративными элементами с использованием технологии художественной ковки. Помимо прочего, мы готовы изготовить деревянные кресты, а также изделия из бронзы, камня, чугуна и др. материалов.

Статьи

08.04.2014
27.03.14 Памятники на всех могилах Героев Советского Союза в Москве установят к 70-летию Победы
08.04.2014
28.03.14 Совфед ратифицировал соглашения с Сербией и Словенией о захоронениях
08.04.2014
01.04.14 С 1 апреля изменятся графики движения автобусов
все статьи